На ежегодной встрече руководителей и специалистов PR-агентств, которые входят в международную ассоциацию GlobalComPR Network, немецкие коллеги из агентства Communiciation Consultants https://www.cc-stuttgart.de/en/ презентовали результаты своего исследования об использовании возможностей искусственного интеллекта в PR. Мы рассказываем о нем в нашем блоге:
Взгляните на эту хаски. Искусственный интеллект иднтифицировал ее как волка, что, конечно же, в корне не верно. Дело в том, что автоматический алгоритм распознавания базировался только на внешних признаках, поэтому допустил такую глупую ошибку. Алгоритм точно определил на картинке снег, но не увидел различий между волком и хаски. А теперь взгляните на эти привлекательные лица. Вы будете разочарованы – все они созданы искусственным интеллектом и не существуют в реальной жизни.
Алгоритмы распознавания изображений легла в основу проекта «Wild Me», спонсируемого компанией Microsoft. Новые технологии помогают отслеживать исчезающие виды животных в дикой природе и повышают эффективность этой деятельности с 20 до 60 процентов. Этот впечатляющий пример свидетельствует о том, как благодаря искусственному интеллекту может сохраняться и поддерживаться жизнь на Земле.
В последнее время тема искусственного интеллекта становится очень актуальной для многих отраслей и профессиональных сфер. Так, например, 86 процентов из 555 опрошенных представителей немецких компаний заявили, что они используют искусственный интеллект в индустрии 4.0. За счет оптимизации и облегчения производственных процессов значительно увеличиваются доходы компаний – по прогнозам, до 10 раз к 2015 году. В основном искусственный интеллект используется для анализа огромных массивов данных и в области связи.
Технологии искусственного интеллекта вошли и в нашу повседневную жизнь. Пресса пестрит заголовками: Facebook ввел поисковую цензуру для китайцев, сотрудники Amazon устроили забастовку из-за условий работы на алгоритмически управляемых складах… Некоторые эксперты считают, что искусственный интеллект может повернуть прогресс вспять, сделать людей более глупыми. Генеральный директор Tesla Элон Маск еще в 2014 году назвал возможности искусственного интеллекта «вызовом демона». В то же время глава Центра искусственного интеллекта DFKI Андреас Денгель считает, что искусственный интеллект может изменить наше общество к лучшему. Он ждет фундаментальных перемен, но при этом признает возможность негативных сценариев, когда интеллектуальные машины покоряют человечество. Что же нам с вами остается думать, если самый влиятельный эксперт в этой области разрывается между двух точек зрения?
Еще в 1950 году Норберт Винер, автор и отец-основатель исследований искусственного интеллекта, выпустил книгу под названием «Кибернетика и общество». В ней он уже предвидит бесконтрольную коммерческую эксплуатацию новых технологий и непредсказуемые последствия этого. Мысли 69-летней давности сейчас очень актуальны!
Технологический прорыв в аппаратном и программном обеспечении дали возможность широко применять искусственный интеллект в повседневной жизни. Мощные процессоры и видеокарты на компьютерах, смартфонах и планшетах позволили пользоваться голосовыми помощниками. В 2011 году Apple запустила «Siri», появилось программное обеспечение Microsoft «Cortana», а в 2015 году - голосовая служба «Alexa» от Amazon. Настоящей сенсацией стала американская телевизионная шоу-викторина, на которой компьютерная программа IBM «Watson» выиграла у людей и доказала, что она может понимать язык и быстро отвечать на сложные вопросы. Приведу два примера 2018 года, которые демонстрируют потенциал искусственного интеллекта. «Дуплекс» от Google позвонил парикмахеру и записался на стрижку, не предупредив ее, что с ней разговаривал робот. Парикмахер ничего не заподозрила. А несколько недель спустя «Project Debater» IBM достиг впечатляющих результатов в публичных выступлениях.
Искусственный интеллект – это главная технология нашего времени. Автономное вождение, роботы в медицине, промышленности, и даже средствах массовой информации. При этом массовое внедрение инноваций в жизненно важные сферы требуют большей надежности и защиты от манипуляций.
Крупнейшие компании, которые развивают технологии искусственного интеллекта, преимущественно находятся в Китае, США, Израиле и Канаде. Amazon и Microsoft сильны в языковых помощниках, Twitter и Facebook фокусируются на автоматических новостных лентах, которые подстраиваются под пользователя. Компания Banjo запустила стартап по использованию социальных сетей для отслеживания чрезвычайных ситуаций. IBM также вносит большой вклад в развитие технологий искусственного интеллекта и создает чат-ботов для поддержки клиентов. Microsoft совместно с DJI работает над проектом потоковой передачи данных с дрона на компьютер.
Технологии искусственного интеллекта широко применяются в Китае, население которого уже достигло 1,4 миллиарда человек. Они являются мощным инструментом, который используется правительством в том числе для отслеживания и контроля граждан. Тогда как законы Европы в этой сфере направлены, прежде всего, на защиту свободы и прав граждан, в Китае цифровые инструменты используются для «регулирования социальных интересов». Здесь важно учесть две отличительные особенности этой страны. Во-первых, правительство и частная экономика Китая тесно сотрудничают. Во-вторых, Китай является огромной страной с огромным массивом данных, которые могут обрабатывать машины. В качестве примера можно привести 6,1 миллиарда сообщений, которые отправляются ежедневно через WeChat24. Ситуация с контролем информации и людей заходит так далеко, что президент Китая Си Цзиньпин становится «самым опасным противником открытого общества». На использование «диджитал-авторитаризма» могут быть свои причины. По сравнению с Китаем Германия в этом смысле далеко позади. Здесь другая проблема – недостаточная кибербезопасность. Правительство Германии выделила на эти цели 3 миллиарда евро. Для сравнения - в Китае на один только город Танжен направлено 12,8 миллиардов евро.
Принимая во внимание эту ситуацию, Facebook открыла в Мюнхене Институт этики в области искусственного интеллекта. Немецкий философ Кристоф Лютге отмечает, что основные вопросы связаны с конфиденциальностью, когда люди оставляют «информационные следы» в Интернете или получают определенную информацию с помощью алгоритмов. Что интересно, сам Цукерберг поднял тему регулирования мирового интернета, и, по его мнению, это ответственность, прежде всего, правительств. Facebook объявил о создании комитета по конфиденциальности, который со своей стороны также позаботится о решении этих проблем. Недавно глава компании объявил о редизайне приложений Facebook, чтобы уделять больше внимания группам и частным коммуникациям, а не стимулировать дальнейший рост публичных постов. Это должно повысить «надежность платформы».
Сегодня такие крупнейшие издания как «USA Today», «The Washington Post», «The New York Times», «Reuters», «BBC», «CBS» уже используют искусственный интеллект для создания своего контента. Обсуждается закономерный вопрос – нужно ли маркировать каждый текст как «написанный машиной» или это не так важно?
Консультант Macron Седрик Виллани на европейском цифровом саммите Carl-Benz-Arena в Штутгарте обозначил текущую ситуацию как «холодную войну 21-го века, с которой у Европы могут возникнуть проблемы», и призвал все европейские страны к тесному сотрудничеству. Сейчас в ЕС идет работа над документом, который регулирует этическую сторону вопроса. В этом плане интересен совсем недавний пример. Facebook создал Центр по проведению выборов в Дублине с целью предотвратить фальшивые новости и этический некорректный контент в социальной сети во время Европейских выборов. Тем временем аккаунт одного политика в Twitter был заблокирован, потому что в посте использовалось имя Мухаммед.
Что же все это значит для сектора PR? Надо понимать, что искусственный разум не способен на иронию, креативность, контекстное знание, эмпатию. «Журналистская работа и работа PR-специалиста – это всегда творческий процесс, который в то же время требует критического мышления. Как показывает опыт, искусственный интеллект пока не готов заменить в этом человека. Но он может стать нашим надежным помощником в решении многих задач, оптимизировать процессы и предложить новые возможности. Поэтому мы должны рассматривать искусственный интеллект не как угрозу, а скорее как поддержку», - говорит директор Агентства деловых коммуникаций 4D Наталья Белкова.
Искусственный интеллект помогает высвободить около 20 процентов времени журналистов, которые они тратят на исследование финансовой сферы, повысить точность исследований. Голосовое управление упрощает ежедневные процедуры (49%), снижает время ожидания на горячих линиях (41%) и время, проводимое перед монитором (26%).
Интеграция искусственного интеллекта в издательскую деятельность доходит до 37 процентов.
В информационной сфере искусственный интеллект используется очень широко. Например, с его помощью можно осуществлять поиск дубликатов, авторов, текстов и другого контента, тона голоса, поддельных новостей (например, в Facebook), персонифицировать новостное поле, настраивать таргетинг, использовать голосовой контроль, программировать рекламу, запускать чат-боты, делать автоматические субтитры (в т.ч. перевод) к видео. Новые технологии, связанные с искусственным интеллектом, применяются также для классификации медиа, виртуального анализа данных, нейронного машинного перевода (NMT), присутствия в сети 24/7, автоматических информационных сообщений, когда программное обеспечение пишет текст согласно потребностям и интересам покупателей. В киноиндустрии новые алгоритмы подбирают актеров, наиболее подходящих на роль.
Люди всегда боялись инноваций и полагали, что они посягают на их безопасность и права. Вспомните, например, как воспринимались первые поезда. Что касается искусственного интеллекта, то все мы в значительной степени оказались под влиянием Голливуда, который представляет новые технологии как бездушного терминатора, покоряющего людей. Но искусственный разум можно определить и как «автоматический мастер сложных задач». Звучит не так страшно, верно? На самом деле, новые технологии уже вошли в нашу жизнь – например, тот же Facebook. Многие просто не замечают этого и продолжают опасаться «страшного терминатора». Более эффективным было бы сосредоточиться на положительных аспектах этих масштабных перемен. Например, в области языкового перевода будут востребованы люди, способные оценить различные технологии перевода и применить правильные инструменты. Это означает, что специалисты не потеряют свою работу, а их задачи просто адаптируются к новой реальности.